Наверх

Вышло в свет учебное пособие по методике преподавания географии для студентов географических специальностей вузов

6 июля 2014 - Администратор
article319.jpg

 В июне 2014 года в издательстве «ИВЦ Минфина» вышло в свет учебное пособие декана факультета естествознания МГУ имени А.А. Кулешова Шарухо И.Н., преподавателей БГУ Ермолович М.М., Яротов А.Е. «Общая методика преподавания географических дисциплин» (288 с.). Книга допущена Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальности «География (научно-педагогическая деятельность)». Рецензенты пособия: Красовский К.К., доктор географических наук, профессор кафедры социально-экономической географии и туризма УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», Каропа Г.Н., заведующий кафедрой географии УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», кандидат педагогических наук, доцент.

Учебное пособие раскрывает основы методики преподавания географии как одной из отраслей педагогической науки. В нем рассматриваются предмет методики преподавания, ее связь с другими науками; основные этапы развития отечественной методики преподавания от начала ее зарождения до настоящего времени, теоретико-содержательные аспекты школьного географического образования, процесс обучения с акцентацией на методы и формы организации; материально-техническое обеспечение предмета географии, требования к оцениванию учащихся и личности учителя.

Пособие адресуется студентам географических специальностей 1-31 02 01-02 «География», 1-02 04 05 01 «География и биология» классических и педагогических университетов, слушателям курсов повышения институтов развития образования, учителям школ.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
1. Предмет методики преподавания географических дисциплин

1.1. Методика преподавания географии как наука и учебная дисциплина (Шарухо И.Н., Ермолович М.М.)

1.2. Методика преподавания, методика обучения и технология обучения

(Ермолович М.М., Шарухо И.Н.)

1.3. Методика общая и частная (Шарухо И.Н.)

1.4. Связь методики преподавания географии с другими науками

(Шарухо И.Н., Ермолович М.М., Яротов А.Е.).

1.5. Методы и этапы научного исследования в методике географии

(Шарухо И.Н., Яротов А.Е.)

2. История становления и развития школьной географии и методики ее преподавания  (Шарухо И.Н.)

2.1. Периодизация истории развития белорусской школьной географии и методики ее преподавания

2.2. Развитие школьной географии в советский период

2.3. Преподавание географических дисциплин на современном этапе

3. Построение и содержание школьной географии (Ермолович М.М., Шарухо И.Н.)

3.1. Цели и задачи школьного географического образования

3.2. Содержание школьного географического образования

3.3. Географические курсы в учебном плане школы

3.4. Школьные программы по географии

3.5. Компоненты содержания школьной географии.

4. Методы обучения географии (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович)

4.1. Методы обучения географии. Классификации методов обучения        

4.2. Методы обучения по источникам знаний и способу передачи

4.3. Характеристика методов по характеру познавательной деятельности учащихся

4.4. Приемы обучения географии

5. Процесс обучения географии

5.1. Сущность процесса обучения. Принципы обучения. (И.Н. Шарухо)

5.2. Структура процесса обучения (М.М. Ермолович)

5.3. Этапы процесса обучения. ( М.М. Ермолович).

5.4. Подходы в обучении географии (М.М. Ермолович, И.Н. Шарухо)

6. Методика формирования знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к миру

6.1. Методика формирования географических знаний (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович)

6.2. Методика формирования умений и навыков (Шарухо И.Н., М.М. Ермолович)

6.3. Формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к миру (М.М. Ермолович)

6.4. Формирование мировоззрения (М.М. Ермолович)

7. Средства обучения и методика работы с ними

7.1. Общая характеристика средств обучения (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович).

7.2. Учебник географии как комплексное средство обучения (И.Н. Шарухо).

7.3. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними (Шарухо И.Н., М.М. Ермолович)

7.4. Картографические средства и методика работы с ними (И.Н. Шарухо).

8. Формы организации обучения географии. Урок – основная форма организации учебной работы

8.1. Формы организации обучения географии. Урок – основная форма организации учебной работы. (Шарухо И.Н.).

8.2. Современный урок географии и требования к нему (Шарухо И.Н.).

8.3. Типы уроков. Особенности структуры традиционных уроков (И.Н. Шарухо)

8.4. Уроки нетрадиционной формы (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович, А.Е. Яротов)

9.  Планирование учебной работы  по географии
9.1. Требования к учителю географии (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович).

9.2. Планирование учебной работы (М.М. Ермолович).

9.3. Содержание домашней работы для учащихся (И.Н. Шарухо).
9.3. Педагогический анализ урока (М.М. Ермолович).

10. Внеклассная работа по географии
10. 1. Цели и содержание внеклассной работы по географии (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович).

10.2.  Формы внеклассной работы по географии (И.Н. Шарухо, А.Е. Яротов).
10.3. Планирование внеклассной работы по географии (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович).

11. Контроль, проверка и оценка знаний и умений

11.1. Контроль, проверка и оценка знаний и умений, как важный элемент процесса обучения (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович)

11.2. Виды, методы и формы проверок (И.Н. Шарухо)

11.3. Тестовая проверка знаний и умений по географии (И.Н. Шарухо, М.М. Ермолович).

11.4. Оценка знаний, умений и навыков (М.М. Ермолович, И.Н. Шарухо).

12. Современные технологии обучения

12.1. Современные технологии обучения (М.М. Ермолович, И.Н. Шарухо).

12.2. Характеристика отдельных технологий обучения (М.М. Ермолович ).

13. Материальная база школ.

13.1. Географический кабинет (И.Н. Шарухо, А.Е. Яротов).

13.2. Географическая площадка (И.Н. Шарухо)

Литература

Приложения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!