Наверх

Адам Мицкевич и гидрометеорология

Опубликовано: 2163 дня назад (27 марта 2013)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 27 марта 2013
Просмотров: 894
+4
Голосов: 4
Творчество Адама Мицкевича и гидрометеорология

Наш знаменитый земляк поэт Адам Мицкевич часто использовал описания необычных явлений погоды в своих произведениях для усиления характера своих героев или значимости исторических событий. По его произведениям даже можно составить некоторую поэтическую летопись погоды и климата. В поэме о «Конраде Валенроде», магистре ордена Закона (крестоносцев), Мицкевич вплетает в поэтическую канву разные стихийные явления – северные сияния, суровые зимы, бури и наводнения. В песне о Фарисе, арабском рыцаре, поэт, описывая песчаные смерчи и ураганы, называет их «властелинами пустыни». Он употребляет даже более современное американское слово «ураган», приводя и арабские эквиваленты названий этого явления «самум, серсер, асыр, а также персидское «гирдебад». В «Аюдаге» он поэтично описывает крымскую грозу со шквалистыми проявлениями: «Не омрачив твой мир, гроза отбушевала, и только песни нам останутся от шквала». В «Гражине» приведено описание родной новогрудской погоды, очень отличной от южной - «Дул ветер – и холодный и сырой». Поэт называет «стихии» родными ему. Недаром когда-то в Новогрудке на древнем капище стояли идолы Перкуна, бога грома, и Похвиста, бога ветра и дождя. С сыновней любовью пишет Мицкевич о родной Свитязи, реках Немане и Вилии: «Вилия – мать родников наших чистых, вид её светел и дно золотисто». Кстати, именно Адам Мицкевич в 1830 году получил от друга и земляка Игнатия Домейко, участника антироссийского восстания, первую гидрографическую карту Литвы-Беларуси, которую тот составил во время учёбы во Франции.
Прототипом Адольфа из Варшавского салона в поэме «Дзяды» (1832) стал ещё один участник восстания, уроженец Несвижа Адольф Янушкевич, который за участие в мятеже был лишён дворянства и сослан в Сибирь, где он проводил изучение быта сибирских киргизов (казахов), занимался проведением метеорологических наблюдений.
Адам Мицкевич ещё в 1824 году составил описание знаменитого петербургского наводнения, которое читал его друг А.С.Пушкин и использовал при написании поэмы «Медный всадник». А гидрологическими наблюдениями в Петербурге занимался в это время ещё один наш известный земляк – художник Юзеф Олешкевич. Давно доказано, что талантливые люди не замыкаются в одной специальности, они стремятся познать окружающий мир в широком спектре его внешних и внутренних проявлений. Юзеф Олешкевич, наблюдая за колебаниями уровня воды в Неве, своевременно предупреждал горожан о грядущих подъёмах уровня воды и наводнениях. В «Дзядах» Мицкевич так описывал работу самодеятельного гидролога-прогнозиста:

«У самых вод мужчина с фонарём
Стоял, не верным освещён огнём.
Не сыщик ли? Но что ж глядит он в воду?
Иль перевозчик? Но спроси природу:
Возможно ль через лёд переплывать?
Рыбак? Но с ним лишь книга и тетрадь.
Приблизились. Но он не обернулся,
Он вытянул верёвку из воды,
Пересчитал на ней узлы, нагнулся
И записал каких-то цифр ряды
В свою тетрадь, как будто вычисляя,
Как велика здесь глубина речная».


Завершим исследование гидрометеорологического наследия Адама Мицкевича следующими оптимистическими строками поэта из «Пана Тадеуша»:

«Хотел бы малой птицей пролететь я
Сквозь бури, грозы, ливни, лихолетья
И вновь вернуть безоблачность погоды».
Фенологические наблюдения в Беларуси | Первые белорусские метеорологи
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!