Наверх

Географ о вальсе

Опубликовано: 1397 дней назад (1 апреля 2013)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 3 раза — последний 1 апреля 2013
Просмотров: 846
+5
Голосов: 5
Р.Овчинникова
(непрофессиональная статья географа о вальсе, посвящённая предстоящей в
2014 году дате начала Первой Мировой войны )

Танцы-вальцы

Редкий человек не любит танцевать. Мой отец очень красиво и необычно танцевал вальс, которому его обучали в Тифлисском военном училище во время Первой Мировой войны. Русский офицер должен был не только владеть профессиональными навыками, но и быть галантным кавалером. Танцевал отец легко и широко, делая высокие поддержки своей партнёрши. Внушительный рост и длинные руки позволяли ему это делать без всякого напряжения. Именно так, с небольшими прыжками, танцевали вальс в начале 20-го века. Наши современники танцуют вальс более приземленно.
Вальс проник на территорию Беларуси в конце 18-го столетия. Назывался тогда этот танец непривычно для нас – ВАЛЬЦ. Эта форма возникла из немецкого слова WALZEN, обозначавшего «катать валиком». Хорошо известные нам слова ВАЛИК и ВАЛЕНКИ являются близкими лингвистическими родственниками названия танца ВАЛЬСА. Танец был назван так за плавные круговые движения партнёров, напоминавшие движения привычного инструмента. Музыкальный размер вальса 3/4;.
Возник вальс во второй половине того же 18-го века на основе народных чешских, итальянских, французских, австрийских и немецких танцев. В основном за приоритет родоначальника спорят австрийский танец «лендлер» и провансальский «вольта». Новый демократичный парный танец, быстро распространился среди высшего общества и городского населения стран Центральной Европы. В противовес чопорным и жеманным бальным аристократическим танцам вальс основывался на эмоциональной, побуждающей к движению, музыке, отражавшей весёлое повышенное настроение простой танцующей публики. Не удивительно, что к популярным вальсовым мелодиям обращались самые выдающиеся европейские композиторы: Вебер, Шопен, Шуберт, Шуман. Особую популярность приобрёл вальс на своей родине – в Австрии. Здесь в 1775 году родился ВЕНСКИЙ ВАЛЬС, который характеризовался изменчивым темпом и чередования левых и правых поворотов. Красивейшие мелодии этого танца были созданы Иоганном Штраусом-сыном, среди них «Голубой Дунай», «Сказки Венского леса», «Там, где цветут лимоны».
Но в России всегда с опаской смотрели на западную моду. Царица Екатерина ІІ и религиозные круги считали танец греховным и вульгарным. Поэтому в Российской Империи издавались специальные указы о его запрещении. 1 декабря 1797 года Император Павел отдал приказ военному губернатору Санкт-Петербурга о запрещении танцевать вальс, возбранялось также иметь бакенбарды, носить шубы и ботинки с бантами. И не быть бы вальсу на столичных балах, если бы фаворитка Павла красавица Анна Лопухина не была бы горячей поклонницей вальса.
А в провинциях отношение к модному танцу было ещё более строгим. В апреле 1799 года из Петербурга в Канцелярию Минского губернатора Захара Яковлевича Корнеева поступило указание от графа Ивана Васильевича Гудовича о «высочайшем запрещении танца ВАЛЬЦА». А немного ранее правительственным указанием и белорусским чиновникам запрещалось носить шубы, фраки, жилеты, ботинки с бантами и многое другое. Тяжело приходилось модникам тех лет. Слуцкий казначей Захаревский даже отправил на имя Государя в Петербург донос, что местный городничий Шталь летом на экзамены к учащимся кальвинского училища явился «в круглой шляпе и в башмаках с лентами и учинил тем величайший соблазн, да и целое лето в таком одеянии ходил». Вот какие строгие нравы царили двести лет назад.
Перед вторжением Великой Армии Наполеона в Москве было модно танцевать мазурку, она впервые появилась здесь с 1810 года. Танцевальные балы начинались после полудня и продолжались до самого утра. Завершались балы «греческим танцем», фигуры которого придумывала на ходу первая пара, а остальные повторяли их. Вальс также танцевали, несмотря на запреты. Вспомним знаменитый вальс из кинофильма «Война и мир», в котором кружились юная Наташа Ростова и Андрей Волконский.
Строгие меры к вальсу принимались и в королевской Англии. Впервые вальс в Лондоне был исполнен на балу принца в 1816 году, но был подвергнут беспощадной критике. А вот в более демократичной Франции этот танец стал с начала 19-го века очень модным. Массовый характер вальс приобрёл в европейских странах после Наполеоновских войн и Венского конгресса 1814 года.
В 1834 году вальс был впервые исполнен в США - в городе Бостоне. Отсюда название ещё одной разновидности вальса – ВАЛЬС БОСТОН. Он по сравнению с венским вальсом исполняется более медленно и с длинными шагами.
Постепенно новинка, несмотря на сопротивление традиционалистов, завоевала российские балы и танцзалы. После смерти царицы Марии Фёдоровны, жены Павла І, яростно ненавидевшей вальс, танец с 1830 года был официально разрешён в России. Вальс появился и в классической русской музыке, вспомним «Вальс-фантазию» Михаила Глинки, вальсовые мелодии в творчестве Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева и др.
В начале 20-го века вальс стал очень популярен, именно в этот период были написаны так называемые «старинные русские вальсы»: «На сопках Маньчжурии», «Амурские волны», «Дунайские Волны», «Берёзка», «Осенний сон», «Оборванные струны». Их мелодика и довольно грустное поэтическое наполнение, несмотря на столетний возраст, трогает за душу и теперь. Авторами многих из названных вальсов стали военные капельмейстеры, дирижёры полковых оркестров. Вальс «На сопках Манчжурии» был написан в 1906 году капельмейстером Ильёй Алексеевичем Шатровым в память о героическом сражении его родного 214-го полка под Мукденом в ходе русско-японской войны. А вальс «Амурские волны» капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского полка Макс Кюсс посвятил общественной деятельнице Вере Яковлевне Кириленко, в которую был влюблён. Родные румынские мелодии легли в основу знаменитого вальса «Дунайские волны», автором которого был капельмейстер 6-го Румынского полка Ион Иванович. Эти факты общеизвестны. Но мало кто знает, что в период Первой Мировой войны и на территории Беларуси был написан один из таких военно-патриотических вальсов – «Думы над Неманом». Его автором был штаб-ротмистр 4-го Неманского пограничного полка Константин Павлович Каринский. Этот вальс и другие произведения автора были изданы в 1916 году в Киеве. 4-ый Неманский пограничный полк долгое время располагался на р.Щаре.
В это же время в российское общество проник из Южной Америки новый салонный танец танго, который отличался оригинальной свободной пластикой партнёров и скользящими шагами. Консерваторы также встретили его «в штыки». 12 марта 1914 года в учебные заведения Беларуси поступил секретный циркуляр из Виленского учебного округа. В нём заместитель министра Народного Просвещения России действительный статский советник барон Таубе уведомлял директоров белорусских семинарий, гимназий и училищ: “Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием “танго”, прошу принять строгие меры, чтобы этот танец не преподавался в учебных заведениях округа и чтобы учащиеся не посещали танцклассов, где он преподаётся”.
Но вернёмся к вальсу. С 20-х годов в новом советском государстве вальс опять стал очень востребован, ни один городской или сельский танцевальный вечер не обходились без него.
К теме вальса обращался такой классик советской музыки, как композитор Дмитрий Шостакович. В предвоенное время он написал к джазовой сюите «Лирический вальс» и вальсы №1 и №2. В середине 50-х годов на экраны вышел фильм «Первый эшелон», автором вальса к которому также был Д.Шостакович.
В моём детстве очень популярным был «Школьный вальс» композитора И.Дунаевского на слова поэта М.Матусовского, написанный в 1951 году. Каждое первое сентября он обязательно звучал из репродукторов по всей СССР. Эта красивая мелодия, помимо танцевальной функции, имела очень глубокий психологический заряд, заставляющий всех нас волноваться в день первого сентября, независимо от даты окончания школы.
С конца 60-х годов в СССР с запада стали проникать более подвижные и более эмоциональные танцевальные мелодии – твист, шейк, диско и другие «танцы-шманцы», позволявшие танцевать индивидуально, а не парами. Поэтому, справедливо, в это время Майя Кристалинская спела грустную эпитафию танцу – песню «Вальс о вальсе» Эдуарда Колмановского: «Вальс устарел - говорит кое-кто, смеясь. Век усмотрел в нём отсталость и старость…». Но вальс успешно дожил до наших дней и остаётся по-прежнему любимым массовым народным танцем. Правда, современная молодёжь особой любви к нему не испытывает. Но даже молодые люди замирают, когда начинает звучать бархатный и немного печальный голос Александра Розенбаума с его повествованием о старинном и добром ВАЛЬСЕ-БОСТОНЕ. Поэтому есть надежда, что вальс был, есть и будет.
Подтверждением этого факта стало проведение 30 марта в Белгосфилармонии вечера вальса. В исполнении московского пианиста, обаятельного Алексея Чернова, зрители смогли услышать как классические мелодии, так и вальсы новой эпохи, в том числе произведения Валентина Сильвестрова, Константина Ширяева и самого Алексея Чернова.
Моё личное предпочтение в вальсах – Франц Шуберт с его красивейшей мелодией «Вальса цветов» и проникновенный «Медленный вальс».
Лет 30 тому назад в один из грустных зимних вечеров под мелодию ветра написалось само собой стихотворение «Самотны вальс». Даже под него сочинилась нехитрая авторская мелодия. Наш белорусский композитор Эдуард Зарицкий прочёл стихи в журнале и написал к ним свою мелодию, правда, не в вальсовом ключе.

Самотны вальс

Ніхто гэты танец не бачыць, не чуе –
Адна ў кватэры жанчына танцуе.

Ніхто не згадае прычыну здарэння –
Танцуе жанчына ў дзень нараджэння.

У дзень нараджэння кахання былога
Танцуе жанчына, а побач нікога.

А побач нікога і ціха наўкола,
І толькі пласцінку вядзе радыёла.

У вальсе жанчына і кружыць і кружыць…
Аб любым былым яна помніць і тужыць.

Ах, як яна вальс гэты з ім танцавала,
Ды песня кахання сваё адыйграла.

Яна ўсміхнецца: усё ў парадку,
А потым паставіць пласцінку спачатку.

Ніхто гэты танец небачыць, не чуе –
Адна ў кватэры жанчына танцуе.
Аэрологические наблюдения в Беларуси | Магнус Гэдэман - метэаролаг з Васілевіч
Комментарии (5)
Владимир Малашенков # 1 апреля 2013 в 13:18 +2
Замечательная статья! Да, не зря говорят, что настоящий географ - это человек широкого кругозора и энциклопедических знаний.
Condorita # 1 апреля 2013 в 15:35 +3
Добрый день, Раиса Ильинична!
Я не профессиональная поэтесса, но в молодости писала стихи. И был один вальс, посвященный Браславским озерам и городу Браславу.

Браславский вальс

Браслав, Брячислав, Браславль -
Синие блюдца озер,
В небе курлычет журавль
С давних докняжеских пор...
Трутся о берег Дривяты,
Птичьи резвятся хоры,
В дереве Двин бородатый
С замковой смотрит горы...

Ждет он сбежавшую Друйку
(То ли жена, то ль река),
Шепчет он ей: "Поцелуй-ка
Куст на моих островах..."
Улочки узкою лентой
Вьются меж старых домов,
Древние сказы - легенды -
Ветер несет средь боров...

И среди всей круговерти
Крест православный, костел...
Знаки неясные чертит
Ива по глади озер...
Браслав, мой милый Браславль -
Синий по вечеру бор,
В небе курлычет журавль
С давних докняжеских пор...
Раиса Овчинникова # 2 апреля 2013 в 20:08 +1
Дзякую, паважаныя сябры, географы, за высокую ацэнку артыкула.
0 # 2 апреля 2013 в 21:00 +2
У адным із вершаў Вашага зборніку "Светлыя дожди" есць такія словы:
Слова, не записанные в стихах,
Улетают к другим поэтам.
Ты теряешь их впопыхах,
Себя укоряя за это.
Я бачу, што назапашаныя ў вашай душы думкі і слова, нашлі водгук на старонках Геоверсума. За той час, калі вы друкуюцесь на яго старонках, мы бачым, як усё больш і больш адчыняецца ўсебаковы Ваш талент.
pavel kauryha # 5 апреля 2013 в 09:42 +1
З задавальненнем прачытаў усё аб вальсе -- цудоўным танцы. Дзякуй спадарыня Раіса за Ваш шматгранны талент. У Вас выразна праглядваецца гістарычны падыход да разнастайных праблемаў, якія здзіўляюць сваёй разнастайнасцю. Вы вельмі цікавы і багаты душой чалавек.