Наверх

Об истории метеонаблюдений в Столбцах

Опубликовано: 1639 дней назад (13 апреля 2013)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 6 раз — последний 13 апреля 2013
Просмотров: 1450
+4
Голосов: 4
История метеостанции Столбцы



Работники метеостанции А.Уставич и Е.Яскевич в 1977 году


История метеостанции Столбцы тесно связана с развитием железнодорожного транспорта. Открытие в 1871 году Брестской и в 1873 году Ландварово-Роменской железных дорог послужило толчком для развития метеорологических наблюдений в системе Министерства путей сообщения России (МПС) на территории Беларуси. Через белорусские губернии прошли такие важные железнодорожные пути как Москва-Брест, Санкт-Петербург-Варшава, Либаво-Роменская, Динабургско-Витебская, Орловско-Витебская и Полесская железные дороги. Метеостанция Столбцы явилась первой железнодорожной метеостанцией в Беларуси. Она начала свою работу 1 января 1877 года. В этом же году МПС были начаты метеорологические наблюдения в Дисне, а в 1884 году - в Жлобине.
В Главной Физической обсерватории в Петербурге была организована специальная «Служба предостережений для железных дорог», которая изучала в первую очередь топографические условия линий железных дорог с указанием мест, подверженных заносам. К 1890 году в России действовали уже 39 железнодорожных метеостанций второго разряда и 65 метеостанций третьего разряда. По линии Московско-Брестской железной дороги МПС организовало метеорологические наблюдения в Минске, Борисове и Вязьме; по Полесской железной дороге – в Мозыре, Калинковичах и Новозыбкове.
К 1891 году сеть железнодорожных метеостанций значительно увеличилась, метеорологические наблюдения стали проводиться на железнодорожных станциях в Гомеле, Кобрине, Дриссе, Сиротино. В 1892 году была открыта метеостанция в Осиповичах, в 1894 – Борисове. В северных белорусских губерниях действовали метеостанции МПС в Вильно, Игналине, Крейцбурге, Корсовке. С 1910 года начались метеорологические наблюдения в Орше и Бальбиново Витебской губернии, с 1911 года – в Старосельцах Гродненской губернии. А в Бресте в этом же году существовали даже две метеостанции МПС - на Московско-Брестской и Привисленской железных дорогах.
В 1883 году заведующий метеостанцией при железнодорожной станции Льгов Р.Н.Савельев составил «Проект организации метеорологической службы на железных дорогах Российской империи». А в 1888 году совместно с профессором А.В.Клоссовским он же разработал «Программу наблюдений над снежным покровом», которая была принята комиссией Географического общества, позже – «Программу наблюдений за интенсивностью ливней», так как именно сведения об осадках и снежных заносах имели важное значение для нормальной деятельности железных дорог. По данным известного русского синоптика профессора Б.И.Срезневского железные дороги особенно страдали от капризов погоды в зимний период. В результате снежных заносов движение часто приостанавливалось, поезда надолго задерживались, иногда такие задержки составляли 2-3 дня. Так в результате снежных заносов 25-26 января (по ст. стилю) 1882 года поезда на железной дороге Киев-Брест опоздали на 4-5 часов. 3-5 марта этого же года снежные завалы в окрестностях Варшавы остановили движение поездов из Беларуси на 3 дня. В марте 1883 года из-за сильной снежной бури было прервано движение поездов на линии Минск-Жлобин-Гомель также на 3 дня – с 17 марта до вечера 19 марта. Сильная метель остановила в эти же дни движение на линии Витебск-Рославль. В 1884 году 6 января сильный ветер и снег вызвали опоздание на 14 часов поезда Брест-Киев. 18-19 ноября того же года сильные снегопады и метели препятствовали движению поездов на линиях Брест-Белосток, Минск-Брест, Поречье-Гродно. В январе 1886 года движение прерывалось и на железнодорожной станции Столбцы. Из-за сильной метели в западных районах Беларуси с 21 по 24 января опаздывали поезда Городня-Столбцы и Погорельцы-Столбцы.
Для того чтобы избежать зависимости движения от природной стихии многие железные дороги Российской империи устанавливали в домах железнодорожных мастеров через каждые 10-12 вёрст флюгера с указателем силы ветра. При усилении ветра мастера докладывали начальнику дистанции, а тот передавал эти сообщения начальнику дороги, дополнив их наблюдениями по барометру. Такой опыт был разработан на Моршанско-Сызранской железной дороге. Практиковалось и подключение более мощных товарных паровозов к тяге пассажирских поездов во время сильных ветров и метелей и приостановка на этот период товарного движения. Для расчистки путей формировались специальные бригады и артели рабочих, которые в случае необходимости направлялись на раскапывание путей от снега. На станциях Южной железной дороги были организованы 9 метеостанций МПС, снабжённых дождемерами, флюгерами, барометрами, психрометрами, срочными и минимальными термометрами.
Опыт организации сети метеорологических станций в системе МПС и практическое применение результатов наблюдений в целях предупреждения о неблагоприятных явлениях погоды рассматривался на Втором Метеорологическом съезде России в январе 1909 года. Активную деятельность на съезде проявил представитель Минского Общества сельских хозяев инженер-путеец Ф.Ф.Василевский, имевший личный опыт метеорологических и гидрологических наблюдений на железнодорожной метеостанции Гомель и местных дистанциях железнодорожных путей. Он выступал на заседаниях двух комиссий с докладами по основным темам съезда: “Организация службы предостережений об атмосферных переменах с точки зрения интересов железных дорог и сельских хозяев” и “Как устроить метеорологический пункт упрощённого железнодорожного и сельскохозяйственного типа...”.
Наблюдения в Столбцах вначале проводили по программе метеостанции ІІІ разряда. Такая программа включала в себя наблюдения за осадками и атмосферными явлениями. На специальном бланке отмечались количество выпавших осадков, их продолжительность, другие метеорологические явления. В конце месяца указывалась сумма осадков и максимальное количество осадков за одни сутки. Пост размещался на железнодорожном мосту Московско-Брестской железной дороги. Пока точно неизвестно, кто из железнодорожников был первым наблюдателем. Начальником Столпецкой железнодорожной станции, как её тогда называли, являлся в это время коллежский асессор Владимир Михайлович Степанов. Земли с одной стороны станции принадлежали местным крестьянам, с другой стороны на отводном канале реки Отцедки располагались две водяные мельницы.
В Летописях Главной Физической обсерватории сообщается, что в 1892 году метеорологические наблюдения в Столбцах проводили железнодорожные служащие Краевский и Ушаков. С 1897 по 1914 год наблюдения проводил сам начальник 9-й дистанции или 9-го участка пути. В 1911-1914 гг. эту должность занимал И.Котлашевский. Начальником железнодорожной станции в 1914 году являлся Фёдор Петрович Остахнович.
Кроме железнодорожной в районе Верхнего Немана периодически работали другие метеорологические станции. Самой известной является метеостанция Над-Неман врача и метеоролога Я.О.Наркевича-Иодко. Первая метеостанция была открыта Наркевичем-Иодко в его имении Оттоново Слуцкого уезда ещё в 1872 году. В 1889 году она была перенесена в местечко Над-Неман в специально выстроенное для этих целей помещение. Метеостанция имела передовое метеорологическое, гидрологическое и физическое оборудование и была одной из лучших не только на территории Беларуси, но и во всей Российской империи. Её посещали неоднократно известные российские метеорологи - А.И.Воейков, А.Н.Барановский, Д.А.Лачинов, А.В.Советов, выдающийся французский просветитель и метеоролог Камилл Фламмарион.
Наркевич-Иодко большое значение придавал изучению атмосферного электричества и вопросам предупреждения населения о градобитиях и грозах. Он намного раньше официального изобретателя радио А.С.Попова использовал телефон в качестве грозоотметчика. После смерти Я.О.Наркевича-Иодко и отхода от дел его сына Конрада метеостанция Над-Неман в 1913 году прекратила своё существование.
В периоды с 1884 по 1890, 1904-1915 гг. работала метеостанция в местечке Мир, расположенная на западной окраине Столбцовской равнины. Наблюдателем здесь длительное время был учитель народного училища А.Ф.Микуть.
В 1888 году были организованы метеонаблюдения в Узде, располагающейся в восточной части Столбцовской равнины, наблюдения продолжались до 1896 года. Наблюдателями состояли: волостной писарь К.П.Манциводов, затем К.Я.Тариков и Г.П.Макарчук. Впоследствии метеорологические наблюдения в Узде были продолжены в 1926-1941 годах.
Район южной части Столбцовской равнины был охвачен метеонаблюдениями с открытием в 1906 году метеостанции при Несвижской учительской семинарии. Наблюдениями здесь в течение ряда лет занимался учитель К.Я.Лычковский. Наблюдения в Несвиже прекратились только в 1915 году во время Первой мировой войны. С присоединением территории Западной Беларуси в декабре 1940 года в Несвиже был организован пост, восстановленный в 1945 году. С 15 октября 1961 до 1 октября 1964 года в Несвиже действовала агрометеорологическая станция.
Как известно, территория Столбцовщины после гражданской войны по Рижскому договору частично вошла в состав Польской Республики, частично осталась в пределах БССР. Столбцы оказались на территории Польши.
В январе 1922 года гидрологический пост в Столбцах был перенесен на 630 м ниже по течению реки Неман и устроен на шоссейном мосту. Результаты гидрологических наблюдений за этот период публиковались в польских источниках. Пункт гидрологических наблюдений назывался «Станция водная верхнего течения реки Неман». Заведующим станцией состоял Феликс Семашко.
В целях охвата западной части БССР метеорологической сетью в апреле 1926 года была открыта метеостанция ІІІ разряда при железнодорожной станции Негорелое. В мае 1932 года она реорганизуется в станцию ІІ разряда, которая продолжала работу в довоенное и послевоенное время.
После присоединения Западной Беларуси к БССР в ноябре 1940 года в самих Столбцах была открыта метеостанция ІІ разряда. Начальником станции был назначен В.П.Корбут. Старшим наблюдателем являлся М.Ф.Пучек, наблюдателями - В.В.Корбут и И.С.Кнобельсдорф. Приборное хозяйство станции состояло из барометра-анероида, барометра чашечного, термометров суточных, гигрографа, двух психрометров, термометров максимального и минимального, плювиографа, дождемера, нефоскопа Бессона, будки для самописцев. Станция была оборудована телефонной связью. С началом военных действий 25 июня 1941 года метеостанция работу прекратила, работники и начальник станции уехали, бросив оборудование и приборы.
В годы немецкой оккупации станция была восстановлена окупационными властями и работала по немецким программам. На площадке были установлены немецкая психрометрическая будка и немецкие приборы, использовалась часть советского оборудования. В архиве Республиканского гидрометеоцентра сохранились материалы наблюдений в Столбцах за отдельные месяцы 1942 и 1943 годов. Наблюдения проводились в три срока: 6 час. 10 мин., 13 час. 10 мин. и 20 час. 10 мин. Кто работал на станции в этот период точно неизвестно. Опросы местных жителей после освобождения города от немецких войск работниками восстановительной партии никаких сведений не дали. Очевидно, что жители боялись репрессий и не выдали фамилий работников немецкой метеостанции. К опросам привлекался и довоенный начальник метеостанции В.П.Корбут. На таблицах ТМ-1 за 1942 год указано, что их составляла С.Д.Щетникович, проверяла А.В.Беляцкая, за 1943 – составлял В.И.Автушко, проверяли А.В.Беляцкая и В.Ф.Морозова. Но это оказались переписанные после войны в Минской обсерватории таблицы.
Известно, что гидрологический пост в годы ВОВ размещался у дамбы в 150 метрах ниже нового шоссейного моста. Он состоял из двух реек, прикреплённых к сваям. Первая рейка была длиной 180 см, она была установлена у дамбы и служила для измерения низких горизонтов уровня воды. Другая рейка, длиной 118 см, установленная в 50 м по створу поста, служила продолжением первой рейки для определения высоких уровней. Высота репера составляла 147,742 м над уровнем Балтийского моря. Репер был установлен Гидрографическим Бюро при Дирекции Дорог Водных в Вильно. До 1.01.1942 года гидрологические наблюдения проводил наблюдатель Ф.Семашко, с 28.05.1942 года проведение наблюдений было возложено на работника Минского Климинститута З.Стефановича.
В течение 23-25 июля 1944 года в Столбцах был восстановлен гидрологический пост 33 типа старшим техником-лейтенантом А.Васильевым восстановительной базы №5 под командованием инженер-капитана Будаговского. К работе на посту вначале был привлечён бывший наблюдатель Семашко. 5 декабря 1944 года инженер-инспектором восстановительной базы №4 капитаном Н.Ф.Несвитом пост был переведен в 35 тип, через некоторое время - опять в 33 тип. С 10 апреля 1945 года наблюдателем указан Пётр Петрович Манцивода, а с июля его брат – Дмитрий Петрович Манцивода, с июня 1949 и по 1965 год наблюдатель – Мария Александровна Климович. В послевоенный период пост неоднократно инспектировался старшим техником-гидрологом МС Ивацевичи Ф.П.Радевичем. Пост размещался на юго-западной окраине г.Столбцы на территории лесозавода. Дождемер был установлен в огороде. 28 октября 1954 года дождемер на посту был заменён осадкомером. В 1958 году осадкомер перенесен на 13 м к СВ. В ближайшем окружении находились одноэтажные постройки и огороды. В августе 1965 года метеонаблюдения на посту прекращены. Гидрологическиий пост в Столбцах функционирует до настоящего времени и находится в ведении Минской гидрологической станции.
В 1965 году закрывается метеостанция Негорелое. В целях рационализации гидрометеорологической сети УГМС БССР 28 августа 1965 года в Столбцах вновь организуется метеорологическая станция ІІ разряда. Её географические координаты: 53,48 градусов северной широты, 26,74 восточной долготы. Индекс по каталогу Всемирной Метеорологической Организации 26846.
Метеорологическая площадка станции была оборудована на северо-западной окраине г.Столбцы. Высота барометра над уровнем моря составила 172,7 м. Ближайшие строения находились: с Ю в 50 м дом метеостанции, в 70-80 м к С – одноэтажное здание подстанции, в 200-250 м к В и СВ – отдельные одноэтажные и двухэтажные дома. 21 ноября 2002 года метеоплощадка перенесена на 18 м к ЮВ.
Местоположение станции характерно для окружающего района. Окружающая местность слабо-холмистая, преимущественно находится под сельхозугодьями, незначительно облесена. Станция расположена на правобережье р.Неман. Река протекает на расстоянии 600-700 м к ЮЮЗ. Грунтовые воды залегают на глубине 8 м. В 700-800 м к ЗСЗ от станции проходит автомагистраль Брест-Москва.
Оснащение метеорологической станции Столбцы оборудованием и приборами постоянно обновлялось и улучшалось. С декабря 1965 года наблюдения за дальностью видимости в дневные часы стало осуществляться по прибору М-53А, в ночные часы с 1 мая 1967 года – по М-71, с 24 мая 1971 года – по РДВ. 30 октября 1968 года на станции был установлен прибор ИВО (измеритель высоты облаков). Направление и скорость ветра с 1966 года определялась по анеморумбометру М-63. В соответствии с планами наблюдений с декабря 1965 и до 27 июля 1972 года проводились шаропилотные наблюдения.
В 1967 году в Минском аэропорту была установлена первая в республике автоматическая станция УАТГМС–1, следующая автоматическая станция УАТГМС-4 с комплектом датчиков была установлена на МС Столбцы. Эти станции представляли собой цифровые вычислительные машины и предназначались для автоматического измерения и регистрации метеорологических параметров. Обработка результатов наблюдений и передача их на телетайп осуществлялась с помощью аппаратуры СТ-35 и Т-51. В 1971 году были установлены датчики почвенных термометров на девяти глубинах и для контроля установлены вытяжные термометры на глубинах 20-320 см. В августе 1972 года на метеоплощадке снят флюгер с лёгкой доской. 11 декабря 1972 года ведена автоматическая станция М-106М. 31 октября 1973 года установлен датчик жидких осадков.
В 1977 году метеостанция Столбцы была привлечена к участию в экспериментальной работе без ночных дежурств. Работа в автоматическом режиме облегчала труд наблюдателя, но в то же время имела ряд существенных недостатков в проведении метеонаблюдений. За сроки 00, 03 и 06 часов отсутствовали данные по метеорологическим явлениям, количеству и форме облаков, температуре почвы. Испытания показали, что на данном этапе развития метеорологической техники обойтись без участия человека в наблюдениях невозможно. Станция М-106М была снята с эксплуатации в июле 1985 года.
С 30 октября 1978 и до 21 апреля 1981 года на станции проводились наблюдения по плювиографу. 30 мая 1991 года были прекращены наблюдения за продолжительностью солнечного сияния по гелиографу. В апреле 1999 года прекращены наблюдения за температурой почвы по коленчатым термометрам.
В настоящее время МС Столбцы выполняет типовые наблюдения и работы метеорологической станции ІІ разряда.


Метеорологические наблюдения производятся 8 раз в сутки более чем за 40 метеорологическими параметрами:
- температурой воздуха (срочной, максимальной и минимальной);
- влажностью воздуха (относительной, парциальным давлением водяного пара, температурой точки росы, недостатком насыщения);
- температурой поверхности почвы (срочной, максимальной и минимальной);
- параметрами ветра;
- осадками;
- атмосферным давлением;
- высотой снежного покрова (характером залегания и степенью покрытия);
- гололёдно-изморозевыми отложениями;
- высотой нижней границы облаков;
- формы и количества облаков;
- метеорологической дальностью видимости.

Агрометеорологические наблюдения проводятся на полях с озимыми, яровыми, овощными культурами и многолетними травами. Проводятся также фенологические наблюдения за древесными растениями – берёзой и яблоней.
В соответствии с планом выполняются: инструментальные определения влажности почвы, весенние и осенние марушрутные обследования состояния полей с озимыми культурами.
В зимний период ежедекадно проводятся: снегосъёмка, наблюдения за температурой почвы на глубине 3 см, наблюдения за промерзанием и оттаиванием почвы. Проводятся отращивания озимых культур для определения их жизнеспособности.

Материалы наблюдений метеорологической станции публикуются в Ежегодниках и служат базой для обобщения и накопления данных о погоде и климате по территории Столбцовского района. Гидрометеорологическая информация используется для оперативного обслуживания организаций и населения Столбцовского и Несвижского районов.
Станция выполняет комплексное гидрометеорологическое обеспечение местных органов управления - райсовета, райисполкома, управления сельского хозяйства и продовольствия, РОЧС, РОВД, а также газеты “Прамень”.
Осуществляется обслуживание народнохозяйственных организаций на основе договоров:
- Барановичской дистанции гражданских сооружений (Барановичское отделение железной дороги);
- Минскоблгаза;
- Несвижского ЖКХ;
- Производственного республиканского торфопредприятия “Неманское”;
- РУПП “Новосверженский лесозавод”;
- Столбцовских электрических сетей.


Основные климатические характеристики:

Среднегодовая температура воздуха +5,8°С;
Максимальные температуры воздуха: +36,7°С (август 1972), +35,9°С (август 1992), +34,9°С (июль 1999);
Минимальные температуры воздуха: -38,8°С (январь 1940), -36,5°С (март 1964), -35,6 (январь 1970);
Среднегодовая сумма осадков 635 мм;
Преобладающее направление ветра – юго-восточный, западный;
Среднегодовое число дней со снежным покровом – 100;


Примечательные явления погоды

Район верховьев Немана издавна был заселён древними племенами. Немалую роль в этом сыграли хорошие климатические и гидрологические условия региона. Умеренный континентальный климат, наличие чистых водных источников, богатых лесов и плодородных земель способствовали интенсивному освоению бассейна Немана на протяжении последнего тысячелетия. Недаром именно на берегах Немана возникло самое мощное государство средневековой Европы – Великое Княжество Литовское. Чуть ниже Столбцов по течению Немана в Новогрудке князь Миндовг основал его столицу. Берега Немана в средневековье были важным военным порубежьем с другими европейскими государствами – Речью Посполитой, Орденом Закона (крестоносцев), Инфлянтами. За право обладать этой артерией пролилось немало крови. Но не только знаменитыми битвами отмечены берега реки. Неман являлся важнейшей транспортной и торговой артерией края, по нему сплавлялись лес, поташ, камень, меха, зерно и разные товары. До проведения железной дороги судоходная пристань в Столбцах была самой значительной в центральной части Беларуси.
Знание климатических и гидрологических особенностей Неманского края было насущной необходимостью для его жителей. Ещё в древних летописях мы можем найти сведения о некоторых примечательных природных явлениях Понеманья. Так под 1253 годом в Ипатьевской летописи сообщалось, что на Немане в этом году очень снежная зима - “зане снеги и велице бяша”. Под 1534 годом упоминается непосредственно район Сверженя, когда во время жаркой погоды на территорию Беларуси случилось нашествие саранчи, нанесшее огромный ущерб местным жителям - “пришла саранча на Литовскую землю, Ляцкую и около Берести, около Пинска, и около Менска, и Свержона, и Кондовова (Койданова), Ивенца и поло (поела) и жито, и яри, и траву” (ПСРЛ, т.35, с.237, Летопись Рачинского).
Очень неблагоприятные условия сложились в крае в 1811 году, когда в результате необыкновенной жары в Беларуси всё лето горели леса и болота, дымное марево застилало небосвод и на солнце можно было смотреть невооружённым глазом. Вот как описан этот год в Памятной книге Виленской губернии: “были чрезвычайные жары, так что через Неман и Вилию люди переплавлялись вброд”. Из-за жары пропал урожай трав и сельскохозяйственных культур.
С появлением инструментальных наблюдений характер и силу опасных метеорологических и гидрологических явлений стало возможно определять более точно. А с развитием сети гидрометеорологических станций и постов, новых способов оперативной передачи информации стало возможным не только накапливать данные о климатических и гидрологических особенностях региона, но и своевременно предупреждать о развитии тех или иных неблагоприятных стихийных и опасных явлениях.
Одно из таких явлений – подтопление нижней жилой части города Столбцы рекой Неман. Наивысший уровень воды отмечался во время выдающегося половодья в апреле 1958 года и составил 327 см. Большие наводнения отмечались в 1931 (316 см), 1932 (298 см), 1940 (290 см), 1947 (319 см) и 1956 (308 см) годах. Одно из последних небольших наводнений было 2-4 апреля 1979 года (272 см).
В наше время наиболее характерное неблагоприятное метеорологическое явление на территории района – сильные и шквалистые ветры. С уменьшением площади лесов, увеличением протяжённости широких автомагистралей и открытых участков местности, распаханности территории такие явления стали более характерными.
10 июля 1947 года наблюдатель поста Столбцы отметила сильную грозу с бурей, от которой произошло несколько пожаров и было сорвано много крыш с построек и жилых домов.
5 и 6 мая 1966 года на территории Столбцовского района наблюдатели метеостанции зарегистрировали сильный ветер, отмечались даже вихревые движения воздуха, очевидно, небольшие смерчи. В результате был нанесен ущерб отдельным постройкам и сельскохозяйственным сооружениям.
Сильный ветер доставил неприятности жителям Столбцовского района весной 1967 года - 22 и 28 марта, 17 и 19 апреля. 18 апреля порывы ветра достигали скорости 26-27 м/сек, возникали шквалы. В результате стихийных явлений был нанесен ущерб сельскохозяйственным постройкам, разрушены крыши зданий, погибло 8 голов скота, произошли обрывы проводов связи и линий элетропередач.
11 апреля 1968 года отмечался сильный ветер, порывами достигавший скорости 18-23 м/сек. 8 мая этого же года скорость порывов ветра достигала 20 м/с.
В 1969 году 9 марта с вечера 23.50 до 1.00 ночи на метеостанции средняя скорость ветра составляла 16 м/с, в порывах 25 м/с. 15 мая с 18.30 до 18.34 на станции зарегистрирован шквал со скоростью ветра 28 м/с. 14 июля этого же года измерянная скорость ветра оказалось равной 25 м/с. В 1970 году осенью 31 октября и 2 ноября также отмечались сильные ветры, скорость в порывах достигала 26-28 м/с. В 1972 году 28 марта в районе станции с 19.50 до 21.10 прошёл шквал с грозой.
Очень насыщенным опасными метеорологическими явлениями оказался конец 1973 года. 23 ноября в 17 часов 50 минут порывы ветра достигали скорости 23 м/с. На протяжении декабря был отмечен ряд неблагоприятных явлений - сильные ветры, снегопады, метели, низкая облачность и плохая видимость. Сильный ветер был характерен и для начала следующего 1974 года, достигавший критериев опасного явления (ОЯ) в январе, феврале и марте.
23 июня 1997 года метеостанция Столбцы отметила шквал с 19 часов 25 минут до 19 часов 40 минут, скорость порывов ветра составляла 25 м/с.
В тёплое время года в районе Столбцов часто выпадают обильные осадки, некоторые из них достигают критериев опасных и стихийных явлений. Наибольшее количество осадков за сутки выпало в Столбцах в сентябре 1932 года – 91 мм. В 1945 году за одни сутки выпало 65 мм осадков, в 1953 - 48.9, в 1955 – 69.4, в 1963 – 51.1, в 1964 – 46.5 мм. Интенсивный ливень наблюдался в Столбцах 12 июля 1972 года, менее чем за час с 18.57 до 19.00 выпало 21 мм осадков. 9 августа 2001 года в западной части Беларуси прошли сильные ливни, в том числе на МС Столбцы с 13 часов 10 минут до 15 часов 20 минут отмечено выпадение 53 мм осадков. Днём 13 июня 2012 года в Столбцах выпала месячная норма осадков.
6 августа 1964 года в районе Столбцов отмечался град размером с крупный орех, 15 мая 1969 года градины достигали диаметра 30 мм.
В январе 1970 и 1972 годов в Столбцах наблюдались сильные метели. В течение 8-9 и 17-18 января 1970 года порывы ветра в метели составляли 18-19 м/с. 30 января 1972 года метель продолжалась более 12 часов, максимальные порывы ветра достигали 20 м/с.
В 2003 году 5 и 6 февраля наблюдатели метеостанции отметили сильный снегопад, который непрерывно продолжался с 17 часов вечера до 5 часов утра и за этот период выпало 26.2 мм осадков в виде снега.
В июле 2009 года в Столбцах на ул.Зелёной от разряда молнии погибли двое детей и двое были ранены.
Редкое явление природы - смерч наблюдали вечером 19 июля 2012 года жители д.Бутьковичи Столбцовского района. Явление удалось даже заснять, благодаря чему можно судить о характере смерча. Возник он на грозовом фронте около 19 часов, хобот смерча из материнского облака спустился до самой земли. К сожалению, в какую сторону крутилась воронка смерча, установить не удалось. Ущерба от смерча не зафиксировано.

Личный состав станции

Начальником метеостанции в 1965 году была назначена Нина Владимировна Янушкевич, старшим наблюдателем – Валентина Даниловна Губанкова, переведенные в Столбцы со станции Негорелое. Наблюдателями были набраны Л.В.Тимошко, А.А.Кузнецова и А.Н.Смелова. В таком составе коллектив станции работал на протяжении многих лет.
В феврале 1969 года начальником станции стал Евгений Эдуардович Маркаускас, грамотный специалист, хорошо знающий радиотехническое оборудование и требовательный, как начальник станции. Взаимоотношения с коллективом у него были сложные. По этой причине состав работников станции часто менялся. В 1975 году уволилась старший наблюдатель Губанкова, вместо неё была назначена Фурсевич. В 1975 году наблюдателями станции работали: Климович, Радиевская, Диордейчук, Громыко; в 1976 – Конюх, Фурсевич, Громыко, Климович, Полякова, Сульдина, Беляцкая. С 1976 года наблюдатели были переведены на должности младших техников. В 1977 году наблюдения на станции проводили Конюх, Фурсевич, Леонович, Ермакович, Климович, Беляцкая, Ледецкая, Уставич (Сульдина), в 1978 – Тарарай, Ермакович, Климович, Леонович, Уставич, Кожемяко, Жибуль.
В феврале 1980 года начальником станции была назначена А.Ю.Уставич, работавшая до этого техником. Антонина Юрьевна в течение тридцати лет возглавляет коллектив станции. Лишь временно в в 1984 году в период декрета обязанности начальника исполняла Яскевич. В 80-е годы на станции работали Бадытчик, Ледецкая, Тарарай, Кожемяко, Кириллова, Якусик, Синицкая, Макаревич, Житковская. В период с 1990 и в 2000-е годы коллектив станции был постоянным, в нём трудились техник-агрометеоролог Синицкая, техники Работько, Яскевич, Ледецкая, Богданович (Девойно).
В 2007 году коллектив станции пополнился одним молодым работником. На станции продолжают трудится опытные кадры метеорологов. Все сотрудники имеют специальное образование и курсовую подготовку.
Штат станции в 2012 году:
- начальник Уставич Антонина Юрьевна;
- техник-агрометеоролог 1-й категории Синицкая Нонна Серафимовна;
- техник-метеоролог 1-й категории Богданович Вера Валентиновна;
- техник-метеоролог 2-й категории Яскевич Елена григорьевна;
- техник-метеоролог 2-й категории Ледецкая Тамара Васильевна;
- техник-метеоролог 2-й категории Уставич Мария Иосифовна;
- подсобный рабочий Ермакович Владимир Владимирович.
Белорусский метеоролог А.С.Бялыницкий-Бируля | Аб гідронімах Эсса, Лепель і Улла
Комментарии (6)
pavel kauryha # 13 апреля 2013 в 16:47 0
Вельмі падробны і глыбокі гістарычны агляд дзейнасці адной з самых старэйшых МС Беларусі. Калі я не памыляюся, то начальнік станцыі, Уставіч А.Ю., -- выпускніца нашага геаграфічнага факультэта.

Хачу ўдакладніць сказ, наколькі ён правільны? "С присоединением территорий Беларси в декабре 1940 г. в Несвиже был организован пост, восстановленный в 1945 г." Але ж вядома, што захоп савецкімі людзьмі заходніх земляў Беларусі адбываўся ў верасні 1939 г.
Раиса Овчинникова # 13 апреля 2013 в 20:48 +1
Так, Павел Антонавіч, далучэнне Заходняй Беларусі адбылося 17 верасня 1939 года. Мой тата якраз удзельнічаў у гэтым паходзе, а пасля служыў у крэпасці Асавец (зараз Польша) і Беластоку. А пост у Несвіжы і метэастанцыя ў Стоўбцах былі адкрыты ў канцы 1940 года. Наогул, дзякуючы значнаму павелічэнню тэрыторыі Беларусі, беларуская гідраметслужба ў 1939-1940 гадах адкрыла на гэтых тэрыторыях шмат новых падраздзяленняў. І ў Маскве вымушаны былі зноў стварыць Беларускае ўпраўленне ГМС, ліквідаванае ў палітычных мэтах 13 лютага 1937 года, пасля чаго беларуская гідраметслужба больш двух год была падпарадкавана Смаленскаму ўпраўленню.
Раиса Овчинникова # 13 апреля 2013 в 20:58 0
І правільна адзначылі, што начальнік МС Стоўбцы Антаніна Юр'еўна Уставіч - выпускніца геафака БДУ. Для апублікаванага артыкула я проста не стала прыводзіць біяграфічны слоўнік усіх выяўленых на ніве метэаралогіі працаўнікоў Стаўбцоўскага края, такі таксама ёсць. І фатаздымкаў таксама маецца нямала.Пакінем гэтыя матэрыялы для апублікавання асобнай кніжачкай.
Хлебин Роман # 13 апреля 2013 в 17:40 0
Освобождение Западной Белоруссии произошло в сентябре 1939 года, в пост был организован только в декабре...видимо так правильно понимать.
pavel kauryha # 14 апреля 2013 в 17:41 0
Не магу не прывесці паэтычныя радкі нашага класіка Якуба Коласа, радзімай якога з'яўляецца Стаўбцоўская зямля, у дадатак да артыкула пра туманы, змешчанага ў блогу Гідраметэаралогія, таксама надрукаванага ў часопісе "Родная прырода". № 2, 2013.

Якуб Колас, якому споўнілася ў мінулым годзе 130 гадоў з дня народзінаў, у сваіх вершаваных творах вельмі часта люструе свае ўражанні пра туман і пра тыя мясціны, дзе ён бываў. Вось яго радкі з паэмы “Сымон музыка”:

Нікнуў зорак блеск халодны,
І святлеўся неба край;
Лёгкі пар, туман усходны,
Апярэзваў лес і гай.

Далей у паэме сустракаем:

Мрок ачнуўся, скулься глянуў,
І пасунуўся рупліва
З таго лесу праз паляну
Насустрэч якраз туману,
Што з нізіны ўстаў маўкліва,
Слепавочна, баязліва.

Звернем увагу на прымечаную Якубам Коласам ўласцівасць туману паўзці:

А месяц двурогі
З далёкай дарогі
Спусціў на зямлю свае ніці.
Блішчыць на ракіце,
І ціха па жыце
Туман прапаўзае бязногі.

У класічным творы нацыянальнай літаратуры – паэме “Новая зямля” нашага народнага паэта туман не толькі паўзе, але і кладзецца:

Вось кончан лес, і Стоўбцы блізка.
Туман на возера лёг нізка,…
Раиса Овчинникова # 14 апреля 2013 в 20:41 +1

Таксама люблю туман, асабліва над возерам. Здамак зроблены ў маёй роднай вёсцы. Калісьці ў гэтым возеры плёскаліся рыбы і выдры. У чаратах была процьма качак, гнездаваліся буслы, кулічкі,кнігаўкі. Нажаль, возера падверглася ў 1960 годзе татальнай меліярацыі і было засыпана з чатырох бакоў, ад яго засталася лужына 50 на 50 метраў. Праўда, пойма была некранутая і звычайна на ёй пасвіўся мясцовы статак з дзьвух соцен кароў. Цяпер на вёску засталося 4-5 кароў і тых пасьвіць няма дзе. Бо пойму знішчылі поўнасцю. Некалькі разоў берагі падсыпалі пры пракладцы вуліцы. А цяпер возера дабівае без усялякіх праектаў адзін багаты малаадукаваны будаўнік. З аднаго боку на засыпанай пойме ён зрабіў дзіцячую пляцоўку з жалезнымі драбінамі і пластмасавымі горкамі. А з другога - адсыпаў яшчэ сотні самасвалаў друзу для спортпляцоўкі, хаця ў 100 метрах ад гэтага месца быў раней стадыён і можна было тую спортпляцоўку зрабіць на старым месцы. Прытока вады з поймы ў возера няма. Двойчы яно высыхала да дна, але неяк аднаўлялася. Возера яшчэ дыхае і над ім летам кожны вечар уздымаюцца вельмі прыгожыя мясцовыя туманы. Нават сёння, 14 красавіка, над вадзяным люстэркам і яшчэ заснежанымі берагамі ўздымаўся раніцай кароткачасовы адвекцыйны туман. І самае цікавае, што па абрысах ён займаў плошчу былога возера з майго дзяцінства. Не пішу ні назвы вёскі, ні назвы возера. На ўсе мае скаргі ў розныя саветы і Мінпрыроды адказваюць, што яго на ўліку няма. Бывай возера і прабач!